И другие программы этой серии
Если пользователь предполагает, что выполнение кода в каком-либо месте программного модуля способно вызвать ошибку (например, деление на ноль), то эту ошибку можно перехватить с помощью оператора on error. Чтобы вставить его в программу, надо поместить линии ввода в ней в нужное положение и нажать кнопку с именем оператора on error на панели Programming (Программирование). В результате появится строка с двумя местозаполнителями и оператором on error посередине.
В правом местозаполнителе следует ввести выражение, которое должно выполняться в данной строке программы. В левом - выражение, которое будет выполнено вместо правого выражения, если при выполнении последнего возникнет ошибка. Приведем пример применения оператора on error в программном модуле, который рассчитывает функцию обратного числа значению n. Если попытаться вычислить f(0), как в конце листинга, то выполнение программы, заложенной в f (п), вызовет ошибку деления на ноль в последней строке программы. Соответственно, вместо выражения справа от оператора on error будет выполнено левое выражение, присваивающее функции, f (п) строковое значение \"user error: cannot divide by zero\" (пользовательская ошибка: деление на ноль невозможно). Конечно, этой строке можно присвоить и текст на русском языке.
Листинг 6.15. Перехват ошибки деления на ноль
Оператор перехвата ошибок удобно применять в комбинации со встроенной функцией error(S). Она приводит к генерации ошибки в обычной для MathCAD форме с сообщением s. Обратите внимание, что сделанные изменения свелись к помещению текста сообщения об ошибке в аргумент функции error.
Перехват ошибки деления на ноль
6.3. Примеры программирования
Рассмотрим два простых примера использования программных модулей в MathCAD для численных (листинг 6.16) и символьных (листинг 6.17) расчетов. В двух приведенных листингах используется большинство операторов, рассмотренных в данной главе. Когда вы станете сами разрабатывать свои программные модули в MathCAD, не забывайте, что операторы программирования вставляются в текст программы с помощью кнопок панели инструментов Programming (Программирование).